ВремЕни или времЯни, как правильно пишется?
"ВремЕни" или "времЯни", как правильно пишется? – выберем, как правильно пишется слово "времени" или "времяни", изменив форму существительного, чтобы ударением проверить безударный гласный в суффиксе.
Слово «времени» правильно пишется с буквой «е» в суффиксе.
Чтобы выбрать, как правильно пишется слово «времени», «времяни» или «времини», определим часть речи и его грамматическую форму.
Часть речи слова «времени»
По причине обеденного времени или по случаю праздника в полях не попалось ни души (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Обратимся к начальной форме «время» интересующего нас слова. Оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что? По этим грамматическим признакам выясним, что это нарицательное имя существительное. Оно заканчивается на -мя, по которому определим, что в русском языке это разносклоняемое существительное.
Оно имеет следующий морфемный состав:
время — корень/окончание.
При изменении по падежам в составе существительного появляется формообразующий суффикс -ен-:
- нет (чего?) вре́м-ен-и;
- интересуюсь (чем?) вре́м-ен-ем;
- расскажу (о чём?) о вре́м-ен-и.
Проверочное слово к слову «времени»
Безударный суффикс доставит затруднение в написании анализируемой словоформы, которая часто встречается в различных словосочетаниях и устойчивых выражениях:
- время от времени;
- до поры до времени;
- времени в обрез;
- по московскому времени;
- в течение долгого времени;
- в скором времени;
- по местному времени.
Безударный гласный в суффиксе слова можно проверить ударением, изменив форму существительного:
нет (чего?) времён.
Примеры предложений со словом «времени» из художественной литературы
А так как меня мучил голод, то я первым делом пошел в кладовую, набрал сухарей и, продолжая осмотр корабля, ел на ходу, чтобы не терять времени (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
В течение некоторого времени он лежал, задыхающийся, на шерстяном матрасике, находясь в неустойчивом равновесии между этим миром и грядущим и решительно склоняясь в пользу последнего (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Тут матросы, не теряя времени, принялись подтягивать добычу при помощи блоков, прикрепленных к грот-рею (Жюль Верн. Дети капитана Гранта).
Время от времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брёл к бочке с водой (Александр Беляев. Человек-амфибия).