Жанры стихотворений
Жанры стихотворений - список и определения – сисок из пятидесяти разных жанров стихотворений с определениями.
Все стихотворения относятся к одному роду литературы — к лирике. А вот лирических жанров существует множество. У каждого из них есть свои отличительные особенности, по которым можно определить жанр стихотворения.
Жанры | Определение |
---|---|
Ода | Торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. |
Баллада | Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. |
Элегия | Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского ). |
Послание | Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский). |
Эклога | От греч. ekloge — отбор, жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. 19 в. — стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки. |
Песня | Род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом. |
Сонет | От итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов». |
Басня | Короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. |
Эпиграмма | От греч. epigramma, букв. — надпись, короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики. |
Стихотворение | Написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущественная форма лирики. |
Акростих | Стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу. |
Рондо | Твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо. |
Анациклический стих | От греч. ἀνά — вверх, вперед, против и κύκλος — колесо, круг, цикл — наименование стихотворения, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу, по словам, не меняя их порядка. |
Аполог | Разновидность нравоучительной поэзии в России 18 – начала 19 века. |
Белый стих | Стихотворение без рифмы. |
Идиллия | Поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически). |
Буколика | Общее название двух часто смешиваемых жанров античной «пастушеской поэзии» — эклоги и идиллии; в новоевропейской поэзии то же, что пастораль. Название от заглавия цикла стихов Вергилия. |
Пастораль | Жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев. |
Буриме | Стихотворение на заданные ранее рифмы. |
Бурлеска | Жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного. |
Дифирамб | Античная торжественная лирика. |
Дума | Размышление поэта на философско-социальные темы. |
Кантата | Жанр торжественной лирики, бытовавшей в России в 18 – начала 19 века. Писалась на определенные торжественные случаи. |
Канты | Жанр старой одической поэзии, стихотворное произведение, сочиненное по поводу какого-либо торжества; также полудуховные-полусветские стихи, распевавшиеся паломниками для получения подаяния. |
Мадригал | Вначале – жанр идиллической лирики, порой фривольного характера; теперь – небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено (чаще всего – к женщине). |
Медитативная лирика | Философское стихотворение. |
Марш | Лирический жанр гражданской поэзии. |
Месостих | Стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что отдельные буквы, расположенные в определенном порядке, составляют слово, выражение или имя адресата стихотворения. |
Миниатюра | Небольшое стихотворение строго законченной формы с глубоким содержанием. |
Надпись | Малый стихотворный жанр. |
Ноэль | Французская народная сатирическая песенка; стихотворение из 8 строчек. |
Палиндром | Стихотворение, читающееся справа налево и слева направо. |
Панторим | Стихотворение, в котором почти все слова рифмуются между собой (Кошечка в окошечке, кошурка в печурке). |
Плач | Жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии. |
Подражание | Стихотворение, навеянное творчеством какого-либо поэта или стилизованное в духе поэзии данного поэта. |
Романс | Небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви. |
Рондель | Стихотворение из 13 строк, в котором повторяются две рифмы. |
Рондо | Стихотворение из 8, 13 или 15 строк с двумя рифмами. |
Сицилиана | Стихотворение из восьми строк с двумя перекрестными рифмами. |
Октава | Стихотворение из 8 строк, построенное по схеме абаб абсс. |
Стансы | Небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли. |
Тавтограмма | Игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы. |
Ритурнель | Трехстрочная строфа. Стихотворный размер свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой 1 и 3 строки, средний стих остается без рифмы (холостым). |
Триолет | Твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB, где стихи А и В повторяются как рефрены. |
Центон | Стихотворение, составленное их известных читателю стихов одного или нескольких поэтов. |
Экспромт | Небольшое стихотворение, чаще шуточного характера, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства. |
Эпистола | Стихотворение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. |
Ямбы | Жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написан ямбическими стихами. |
Гимн | Стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А. Пушкин. "Пирующие студенты"). |
Сатира | От лат. "смесь, всякая всячина" - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе" и др.). |