Поэзия в литературе
Поэзия в литературе – проза и поэзия – два способа речи, граница между которыми размыта и неточна. единственное несомненное различие между ними состоит в том, что поэтическое выражение мысли обладает дополнительными характеристиками, которые для передачи содержания высказывания не обязательны. в бытовом общении людей для обозначения их насущных потребностей, передачи информации и т. п. преобладает проза, хотя один из стихотворных элементов – рифма – в речи отдельных людей встречается. («куда по грядкам, пострел? ужо возьму хворостину да загоню, как скотину, если ум человечий у тебя не вырос!» – кричит бабушка расшалившемуся внуку.) иными словами, поэтическая организация высказываний в повседневной реальности возможна, но основным вариантом не выступает.
Имеющий греческое происхождение термин родственен слову ποίησις, значение которого (сотворение, творчество) указывает на область использования названного им способа оформления мысли. По сравнению с обыденной речью поэзия воспринимается как явление возвышенное, торжественное, выделяющееся. Из этого восприятия выросло переносное значение слова – его используют для обозначения изящных, красивых сторон жизни.
История возникновения и развития поэзии
Зародившись в древности в первобытном обществе, поэзия на начальных этапах существовала в единстве с музыкой. Письменной формой литературы она стала лишь во времена античности и достигла расцвета в поздний римский период.
Средневековье, на протяжении которого основным регулятором жизни стала религия, затормозило жанровое развитие и сосредоточило этот вид литературы на религиозной тематике. Следующий виток нарастания начался только в эпоху Возрождения.
Период классицизма характеризовался чётким жанровым членением и подъёмом как высоких (героическая поэма, ода), так и низких (комедия, басня) жанров. Но строгое разделение на высокие и низкие сгладилось во времена сентиментализма, когда главное внимание уделялось уже не форме и канонам, по которым она создаётся, а человеку, его чувствам и внутреннему миру.
Интенсивное развитие лирики происходит при романтизме. Совершенствуется и обогащается выразительными средствами язык поэтических произведений. При переходе к реализму языковая палитра сохраняется и расширяется, однако задействована ради максимально правдивого, не героизированного изображения действительности. В это время возникает гражданское направление, сторонники которого стремятся направить возможности психологического воздействия, которыми обладает поэзия, на пробуждение внимания к общественным проблемам.
Декаданс, проявлявший повышенный интерес не к содержанию, а к словесному оформлению произведений, воскрешает ранее существовавшие, но отошедшие на второй план формы – сонет, нона, триолет и пр., придавая им новые черты. Поэты-декаденты проповедуют отказ от гражданской тематики и создают литературные произведения ради их внутренней красоты.
Сменивший его модернизм принёс в поэтические произведения ассоциативность и явился переходным на пути к современной поэзии.
Отличительные характеристики поэзии
Современная культурная традиция понимает под указанным термином языковое явление, относящееся к художественной литературе, хотя его черты проявляются и в нехудожественных текстах (например, в рифмованных рекламных слоганах).
Стих
Стихом в литературоведении принято называть стихотворную строку – один из элементов организации поэтического текста. Принятое написание в столбик – лишь один из способов обозначения границ стиха. Поэты, располагающие свои произведения в строчку, как прозаические тексты, тем не менее отмечают эти границы при помощи рифм, стихотворного размера, ритмической структуры.
Напротив, если концы строк не зарифмованы, при этом стих и предложение по началу и окончанию не совпадают, расположение столбцом структурирует текст.
Рифма
Сходное (полностью или частично) окончание строк называется рифмой. В зависимости от расположения ударений выделяются четыре основных вида рифм.
Вид | Ударный слог | Примеры |
Мужская | Последний в строке | Однажды русский генера́л Из гор к Тифлису проезжа́л… (М.Ю. Лермонтов) |
Женская | Предпоследний | Его пример другим нау́ка; Но, боже мой, какая ску́ка… (А.С. Пушкин) |
Дактилическая | Третий от конца | Тучки небесные, вечные стра́нники! Степью лазурною, цепью жемчу́жною Мчитесь вы, будто как я же, изгна́нники С милого севера в сторону ю́жную. (М.Ю. Лермонтов) |
Гипердактилическая | Четвёртый, пятый | Услыхали Со́бинова – Ничего осо́бенного. (Экспромт певца Л.В. Собинова) |
Завершающие элементы при рифмовке совпадают друг с другом полностью или частично, различаются одним-двумя звуками или лишь приблизительно созвучны. В зависимости от этого исследователи выделяют три типа рифм:
- точные (умолк – волк, дорожный – осторожный);
- приблизительные (обошёл – хорошо, потомки – потоки);
- неточные (старый – устало, если – песня).
Классическая традиция придерживается трёх вариантов расположения зарифмованных строчек по отношению друг к другу. При расположении рядом способ рифмовки называется смежным. Совпадение завершающих элементов у чётных строк с чётными, у нечётных с нечётными рифма называется перекрёстной. Расположение двух рифмованных строчек между двумя другими, также зарифмованными – пример опоясывающего варианта.
Ритм
Поэтические произведения ритмичны, то есть упорядочены по заданным признакам. В зависимости от положенных в основу признаков создаётся определённая система, которой подчинено стихосложение.
- Свободный стих, в основе которого только членение на строки, без учёта остальных признаков.
- Упорядочение по одной базовой характеристике:
- силлабический – по числу слогов в строчке;
- тонический – по количеству ударений.
- Сочетание ряда признаков. Силлабо-тонический вариант учитывает количество слогов и порядок чередования ударных с безударными (в русском языке. Иноязычные чередуют долгие слоги с краткими, высокие с низкими и пр.)
Метр и размер
Метр стихосложения определяется чередованием в стихе сильных (в русском языке ударных) элементов со слабыми (безударными). При определении размера учитывается количество стоп (повторяющихся сочетаний ударных и безударных слогов).
Классические стихотворные метры при силлабо-тоническом способе стихосложения строятся на равномерных повторениях двухсложных или трёхсложных комбинаций.
Метры | Ударный слог | Примеры | |
Двухсложные | Хорей | Первый из двух | О́н бежи́т себе́ в волна́х… |
Ямб | Второй из двух | Но в на́с гори́т ещё жела́нье… | |
Трёхсложные | Дактиль | Первый из трёх | Дре́млет избу́шка на то́м берегу́. |
Амфибрахий | Второй из трёх | После́дняя ту́ча рассе́янной бу́ри… | |
Анапест | Третий из трёх | Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу |
Выпадение ударения из-за длины слова называется пиррихием, появление лишнего – спондеем. Эти явления не влияют на метр стихотворения.
Скво́зь волни́стые тума́ны
Пробира́ется луна́.
(А.С. Пушкин)
Пример четырёхстопного хорея с пиррихием в третьей стопе первого стиха и в первой и третьей – второго.
Цели поэзии
Цели создателя поэтического произведения и читателей различаются. Автор, обладающий поэтическим восприятием, познаёт таким образом мир и выражает своё понимание, чувства и мысли.
Читатель находит в стихах отзвук собственных эмоций и усиливает их, попав в резонанс. Сила воздействия поэтического слова позволяет пережить непережитое, задуматься о том, что проходило мимо сознания, насладиться гармоничной формой произведения словесного искусства.
Границы между прозой и поэзией настолько условны, что установить их затрудняются даже специалисты. Н.В. Гоголь определяет жанр произведения («Мёртвые души»), не имеющего ни ритмической структуры, ни рифмы как поэму. И.С. Тургенев создаёт цикл произведений, названных «Стихотворениями в прозе», также лишённых указанных характеристик. К поэтическим жанрам причисляется верлибр, у которого из признаков лишь стих, то есть построчное деление. В то же время существует ритмическая проза, использующая в качестве выразительного приёма характерный для стихосложения. Два способа словесного выражения переплетаются и обогащают друг друга приёмами и образами, оставляя в выигрыше читателя.