Что такое гипербола в литературе

Гипербола - что это такое в литературе, примеры – гипербола в литературе используется, как и остальные художественные средства, для создания яркой картины, отчётливого донесения мысли до читателя.

Редакция Russkii-yazyk.com
Дата 7 апреля 2024
Категории
Поделиться

Гипербола – слово многозначное. В математике оно обозначает незамкнутую, состоящую из двух отдельных ветвей кривую из числа конических сечений. В литературоведении так называется стилистическая фигура. В значении, близком к литературоведческому, употребляется в повседневной бытовой речи.

Гипербола как преувеличение

Таков перевод греческого слова ὑπερβολή, послужившего источником литературоведческого термина. В его состав входит приставка гипер-, выделяемая, например, в словах гипермаркет (очень большой магазин), гиперопека (усиленная, преувеличенная опека). Русский аналог – приставка сверх-.

Гипербола относится к тропам, то есть основана на переносном значении. Преувеличиваются, гиперболизируются в литературе:

  • характеристики («Человек-гора» — характеристика Гулливера с точки зрения лилипутов),
  • персонажи (обжора Робин-Бобин из английской детской песенки, поедавший скот, предметы обихода и постройки),
  • ситуации (один из генералов в сказке Салтыкова-Щедрина с голоду откусывает орден с рубашки второго).

В повседневной речи и в художественных произведениях приём используется с целью:

  1. усиления сказанного (Бабушка навязала носков на целый батальон.);
  2. привлечения внимания, акцентирования ситуации (Иван-крестьянский сын в сказке «Бой на Калиновом мосту», пытаясь разбудить и призвать на помощь братьев, кидает в избушку по очереди обе рукавицы и шапку так, что первая выбивает окна и двери, вторая пробивает крышу, а последняя раскатывает избушку по брёвнышку.);
  3. выражения личной эмоциональной оценки (Чтобы ещё сто лет его не видеть!).

Создаваемая таким способом условность отражает видение мира человеком, воспринимающим действительность в преувеличенном виде под влиянием эмоций.

Антонимичный по значению троп – лито́та – представляет собой тоже чрезмерное, но преуменьшение, то есть как бы преувеличивается крохотность или незначительность объекта, ситуации. Мальчик, ведущий под уздцы лошадь в стихотворении Н.А. Некрасова, описан как «сам – с ноготок». Подчёркивается маленький рост ребёнка по контрасту с большими рукавицами, сапогами, санями, лошадью и недетским занятием. Усиление же незначительности ситуации использовано Дж. Свифтом в книге о путешествии Гулливера: поводом для войны между Лилипутией и Блефуску стала непримиримая борьба партий «остроконечников» и «тупоконечников», ведущих спор о том, с какого конца следует разбивать яйцо.

Заимствования

Какими бывают гиперболы

По характеру преувеличения выделяются гиперболы:

  • количественные – выражаются с помощью числительных, содержат преувеличение количества, размера, сроков и т.п. (Двести раз уже сказала – и никакой реакции!);
  • метафорические – используют образное описание (По убитым пролиты океаны слёз.);
  • лексические, в состав которых входят определённые усилительные слова (Из пылкой речи собеседника Андрей абсолютно ничего не понял.);
  • фразеологические, представляющие собой устойчивые сочетания слов (Игоря предупреждали о трудности задачи, но ему же, как обычно, море по колено!);
  • основанные на сравнении (Голос у дьякона – как труба иерихонская.).

Смешение с другими видами выразительных средств (метафорой, сравнением, иронией и пр.) приводит исследователей к мысли о несамостоятельности приёма, существовании его лишь в качестве разновидности указанных тропов. Традиционное литературоведение тем не менее выделяет гиперболу в отдельный вид.

По направленности выделяются два типа гипербол:

  1. транзитивная, то есть использованная при разговоре о стороннем лице или предмете;
  2. рефлексивная, направленная на самого говорящего.

Примеры использования гиперболы в художественной литературе

Эмоциональное восприятие окружающего мира человеком породило гиперболу при передаче картин, созданных накалом чувств. Фольклорные произведения насыщены примерами применения этого стилистического приёма.

Гиперболизируются сила и мощь богатырей в былинах. Илья Муромец отстоял заутреню в городе Муроме, а в тот же день к обедне намеревался прибыть в Киев. Он же при поединке закинул врага «выше леса стоячего, выше облака ходячего». Вольга Святославич с дружиной, заслышав в поле пахаря, смог добраться до него только на третий день. А сошку пахаря Микулы Селяниновича вся дружина Вольги не смогла из земли вытянуть.

Примерами из народной сказки служат общеизвестная огромная репка, которую тащат из земли всей семьёй, или рубашка, вытканная, сшитая и украшенная Василисой за ночь.

Что такое парцелляция в русском языке

Героиня народной лирической песни намеревается слезами сад затопить, а вздохами высушить.

Более поздняя авторская литература не обходит стороной этот троп. В оде «Бог» Г.Р. Державин, показывая одновременно мощь и слабость человека, чередует гиперболы и литоты:

  • «Я царь – я раб – я червь – я бог

Н.В. Гоголь пользуется преувеличением как от лица персонажей (один из запорожцев в «Тарасе Бульбе» уверяет, что если польское войско поведёт в бой «вон тот пузатый», то «будет им добрая защита». Потому что «позади его упрячется всё войско, и уж чёрта с два из-за его пуза достанешь которого-нибудь копьём!»), так и от собственного, наделяя гиперболизированными чертами, например, помещиков в «Мёртвых душах».

У А.К. Толстого Поток-богатырь, натанцевавшись на пиру у князя Владимира, не смог остановиться и проплясал всю ночь, а потом, обессилев, упал и заснул «на полтысячи лет».

Та же стилистическая фигура лежит в основе поэтической строки Б.Л. Пастернака «И дольше века длится день».

Б.Ш. Окуджава в стихотворении «Чудесный вальс» передаёт мучительную нескончаемость безответного чувства фразой «Целый век играет музыка».

Гипербола, таким образом остаётся в литературе средством создания образа и выражения эмоций автора, его лирического героя и персонажей.

Еще тесты по теме:

Термины и правила русского языка

Прилагательное Существительное Глагол Причастие Деепричастие Наречие Числительное Местоимение Союз Предлог Междометие Частица Падежи Спряжение Склонение Предложение Подлежащее Сказуемое Обстоятельство Определение Дополнение Приложение Этимология Фразеология Приставка Корень Суффикс Окончание Запятая Тире Ударение