Проза: что это такое, примеры
Что такое проза в литературе, примеры – для слова проза словари дают три определения, из которых к литературе имеет отношение только одно.
- Речь, не обладающая чертами поэзии: нерифмованная и ритмически не структурированная.
- Непоэтические жанры литературы и принадлежащие к ним произведения.
- Повседневность, лишённая парадности, яркости. Значение относится к переносным.
Происхождение термина латинское: слово prōsa использовалось для обозначения речи, не скованной ритмическими рамками, свободной.
История прозы
Бытовая речь человека чёткой структуры не предполагает, однако поэтический способ выражения в качестве инструмента художественной словесности возник первым.
Древние греки любые литературные явления относили к поэзии, но у них художественность требовала ритма, то есть стихотворного выражения. Нестихотворные произведения, включаемые исследователями в число литературных, современниками не воспринимались в этом качестве (то есть не признавались образцами поэзии): мифы относились к религии, предания – к истории, сказки и комедии считались бытовыми и приземлёнными и поэтичности не требовали.
Период | Поэзия | Проза |
Др. Греция | Название литературы в целом. | К литературе не причисляется за редкими исключениями. |
Др. Рим и раннее средневековье | Произведения, обладающие ритмической структурой. | Неструктурированные тексты бытового, научного, публицистического характера, выделенные в отдельную разновидность (ōrātiō prōsa). |
Позднее средневековье | Утрата первенства. Разложение главенствующих прежде «высоких» жанров (ода, трагедия, поэма). | Развитие, возникновение новых жанров (новелла, повесть, позже – роман). |
Во времена позднего средневековья в Европе постепенно менялось общественное устройство, а с ним уклад жизни, взгляды и потребности людей. Прозаические жанры сравнялись по значимости с поэтическими, а потом превзошли их. К XIX веку сложилась жанровая палитра, предоставляющая прозаикам возможность разнопланового отображения реальности.
В том же веке границы между двумя типами художественного выражения начали размываться. А.С. Пушкин создаёт синтетический вариант – роман в стихах. Его же перу принадлежат произведения на стыке новеллы и поэмы («Граф Нулин»). К последней форме обращался и М.Ю. Лермонтов («Тамбовская казначейша»). Н.В. Гоголь, создав произведение нерифмованное и лишённое стихотворного ритма, но насыщенное лирическими вставками, перемежающими действие («Мёртвые души»), определяет его как поэму. Сходные с этими вставками по лаконичности, эмоциональной насыщенности короткие зарисовки И.С. Тургенев относит к циклу «стихотворений в прозе».
Набравшие популярность верлибр, ритмическая проза и подобные им явления окончательно стёрли и без того уже зыбкую границу. В результате с точки зрения современного литературоведения дать исчерпывающее определение прозы практически невозможно.
Прозаические жанры
Понятие жанра определяется содержанием, а не способом выражения, однако жанровая принадлежность в большинстве случаев традиционно задаёт этот способ. К основным жанрам, предполагающим прозаическое изложение, относятся представленные в таблице.
Жанр | Характеристика | Примеры |
Новелла | Малый объём, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия, чёткая фабула, событийная насыщенность, резкий поворот к развязке. | «Крысолов» (А.С. Грин) |
Очерк | Короткое произведение, описательность, отсутствие отчётливого конфликта. | «Очерки бурсы» (Н.Г. Помяловский) |
Рассказ | Схож с новеллой, отличается меньшей насыщенностью и плавностью перехода к развязке. | «Шинель» (Н.В. Гоголь) |
Притча | Обобщённость, назидательность, отсутствие привязки к конкретному месту, времени, лицам, разъяснение аллегории. | «Притча о добром самарянине» (Евангелие) |
Парабола | Поучительность, иносказательность, в финале возвращение к началу. | «Старик и море» (Э. Хемингуэй) |
Эссе | Свободная композиция, выражение авторских мыслей и эмоций по заданному поводу. | «Соло на Ундервуде» (С.Д. Довлатов) |
Повесть | Средний объём, минимум сюжетных линий, события отрезка жизни одного героя и связанных с ним лиц. | «Вино из одуванчиков» (Р. Брэдбери) |
Манифест | Программное изложение взглядов и принципов представителей группы, направления, партии, школы. | «Лаокоон» (Г.Э. Лессниг) |
Биография | Жизнеописание определённого лица. Разновидность – автобиография, описывающая события жизни автора. | «Детство» (Л.Н. Толстой) |
Роман | Крупное произведение, переплетение сюжетных линий, широкий временной охват. | «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) |
Эпопея | Масштабное творение, проблематика общенародной актуальности, отражение исторических событий. | «Тихий Дон» (М.А. Шолохов) |
Дополняют список жанры, представленные в фольклоре: сказка, легенда, предание и пр.