Ударение в слове «портфель»
Ударение в слове «портфель» – слово "портфель" заимствовано из французского языка, поэтому в русском языке оно правильно произносится с ударным последним слогом, вторым по счёту.
Заимствованное слово «портфель» правильно произносится с ударным последним слогом, вторым по счёту: портфЕль.
Узнаем, на какой гласный звук ставить ударение в слове «портфель», если выясним его происхождение в русском языке.
Наличие в фонетическом облике существительного «портфель» звука [ф] сразу подскажет нам, что это заимствованное слово. В древнерусском языке первоначально этого звука не было.
В этимологическом словаре читаем:
ПОРТФЕЛЬ. Заимств. в ХIX в. из франц. яз., в котором portefeuille — сложение на базе porter «носить» и feuille «бумаги, документы (< листы)». Первоначально — «папка для бумаг».
А раз это заимствованное слово из французского языка, вспомним особенность этого языка — ударный последний слог.
Название сумки для бумаг «портфель», как и другие слова, заимствованные из этого языка (жалюзи́, шасси́, павильо́н, мармела́д) правильно произнесем с ударным последним слогом:
пор-тфе́ль
При изменении по падежам и числам рассматриваемого существительного мужского рода второго склонения это ударение сохраняется:
- и. п. (что?) портфе́ль, портфе́ли
- р. п. ручка (чего?) портфе́ля, портфе́лей
- д. п. тянусь (к чему?) к портфе́лю, к портфе́лям
- в. п. куплю (что?) портфе́ль, портфе́ли
- т. п. иду (с чем?) с портфе́лем, с портфе́лями
- п. п. волнуюсь (о чём?) о портфе́ле, о портфе́лях
Примеры предложений со словом «портфель» из художественной литературы
Поупражняемся в правильной постановке ударения при произношении форм этого существительного, если прочитаем вслух отрывки из художественных произведений известных писателей.
Она решительно оттолкнула от себя сомнения и, открыв нижний ящик комода, вынула оттуда потёртый портфе́ль (Джек Лондон. Лунная долина).
Шельга вынул из портфе́ля вырезки из русских и иностранных газет, разложил на коленях (Алексей Толстой. Гиперболоид инженера Гарина).
Янсон сидел мрачный, барабанил толстыми пальцами по туго набитому портфе́лю (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).
Лишь только шофёры трех машин увидели пассажира, спешащего на стоянку с туго набитым портфе́лем, как все трое из-под носа у него уехали пустыми, при этом злобно оглядываясь (М.Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Простыни можно принести из дома в портфе́ле (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).
Наконец растворилась перед ним дверь: предстал кабинет, с портфе́лями, шкафами и книгами, и князь гневный, как сам гнев (Н.В. Гоголь. Мёртвые души).